Транспортная инфраструктура сегодня развивается стремительными темпами, при этом в одинаковой степени учитываются интересы всех участников дорожного движения.
Особо пристальное внимание уделяется способам максимально снизить риски возникновения несчастных случаев с участием пешеходов. Для чего ограничивается прямое пересечение транспортных и пешеходных потоков между собой.
Одним из самых безопасных вариантов такого пересечения считается подземный пешеходный переход. По сути – это искусственный тоннель, проложенный под автодорогой или железнодорожными путями.
Но подобные подземные конструкции подвержены негативному влиянию различных факторов, таких как:
– Талые и грунтовые воды.
Подземные сооружения взаимодействуют с грунтовыми водами, что приводит к коррозии и, как следствие, к разрушению бетона. Кроме того, вода может проникать внутрь конструкции и затапливать, что делает небезопасным ее использование.
– Попеременное замораживание и оттаивание.
При отрицательных температурах вода, находящаяся в порах и капиллярах бетона, замерзает, увеличиваясь в объеме. Из-за чего появляется давление на стенки и устья микротрещин, которое сопровождается растягивающим напряжением. Это приводит к снижению прочности и долговечности бетона.
– Агрессивные среды.
На дороги могут воздействовать жидкие, газообразные или твердые агрессивные среды.
Жидкие среды – в виде атмосферных осадков, с растворенными агрессивными веществами (антигололедными реагентами, моющими средствами, используемыми при уборке).
Агрессивность газообразной среды объясняется загрязнениями выбросами от автотранспорта (примерно 90 %) и объектов теплоэнергетики. В основном, именно они являются источниками агрессивных компонентов, которые содержатся в окружающем воздухе (водорастворимые диоксиды серы, азота, углерода и пыль сложного химического состава).
Твердые среды обычно представлены взвешенными веществами, которые содержат активные химические соединения; грязью и пылью, сорбирующими агрессивными компонентами из воздуха и с поверхности дорог и земли; частицами антигололедных реагентов.
– Динамические нагрузки от движения транспорта.
Городские дороги и крупные магистрали – места, на которые воздействуют самые значительные динамические нагрузки. При этом главный источник таких нагрузок – подземный и наземный рельсовый транспорт.
Из-за постоянных ударных импульсов, которые появляются при ударах колес об рельсы на стыках, увеличивается осадка близлежащих сооружений. В таких зонах может наблюдаться осадка, увеличенная на 50-200 мм. В конструкциях образуются подвижные трещины, то есть величина раскрытия таких трещин может изменяться.
В силу всех перечисленных факторов, поземный пешеходный переход по праву считается сложным сооружением, которое требует компетентного и профессионального подхода при проектировании, строительстве и эксплуатации. Стойкость конструкций к агрессивным средам и знакопеременным температурам – свойства, запас по которым необходимо заложить еще на этапе проектирования.
В таких сооружениях (подземные переходы, тоннели и др.) бетон должен иметь высокий показатель по водонепроницаемости вне зависимости от степени агрессивности среды. Марка бетона по водонепроницаемости – не менее W12.
Для повышения водонепроницаемости используют гидроизоляционную добавку «Пенетрон Адмикс». Добавка выступает в роли катализатора и направленно влияет на процесс формирования структуры цементного камня, уплотняя его. В результате реакции образуются водонерастворимые соединения. Добавка становится составной частью бетона и при поступлении воды снова начинает работать, образовывая новые соединения, то есть бетон приобретает свойство «самозалечивания» трещин раскрытием до 0,4 мм. За счет этого уплотняется структура бетона и повышается его коррозионная стойкость.